|
Дети Розенталя
The Children of Rosenthal |
|
Леонид Десятников и
Владимир Сорокин |
Мировая премьера оперы, написанной по заказу Большого театра, состоялась 23 марта 2005 года
Премьерные спектакли – 25, 27 марта, 2 апреля,
21, 24 апреля 2005 года |
Моцарт и Чайковский
(Роман Муравицкий и Максим Пастер)
Фото Дамира Юсупова/ Большой театр |
|
Музыка Леонида Десятникова
Либретто Владимира Сорокина
Дирижер-постановщик Александр Ведерников
Режиссер-постановщик Эймунтас Някрошюс
Художник-постановщик Мариус Някрошюс
Художник по костюмам Надежда Гультяева
Художник по свету Дамир Исмагилов
Хормейстер-постановщик Валерий Борисов
|
Синопсис:
Алекс Розенталь, великий ученый, родился в Берлине в 1910 году. В 22 года он стал профессором биологии, а в 26 сделал великое открытие: любое живое существо можно воссоздать заново путём бесполого размножения. Розенталь назвал свой метод дублированием, испытал его на животных и через полтора года получил жизнеспособные дубли крыс и лошадей. В конце тридцатых годов он приступил к дублированию человека и сам стал первым донором для своих опытов. Но нацисты осудили смелые идеи Розенталя, и штурмовики разгромили его лабораторию. Ученый эмигрировал в Советский Союз, где продолжил свои эксперименты. 7 марта 1940 года в СССР родился первый дубль человека. Партия одобрила идеи дублирования стахановцев. Сталин наградил великого биолога… Но Алекс Розенталь мечтал о другом. Он жаждал воскрешать гениев прошлого.
Действие I
Картина 1
Сцена 1. Июнь 1975 года. Лаборатория Розенталя.
Алекс Розенталь и его соратники-генетики готовятся к дублированию Моцарта. Генный материал, сохранившийся в останках, помещается в лабораторную установку, и генетики с восторгом предвкушают скорое воскрешение великого композитора. Он станет пятым в "созвездьи бессмертных", уже дублированных Розенталем музыкантов: Верди, Чайковского, Вагнера, Мусоргского.
Сцена 2. Июнь 1975 года. Березовая роща возле дома Розенталя.
После удачного начала опыта по воскрешению Моцарта Розенталь возвращается к своим "сыновьям"-композиторам. Вагнер встречает его рассказом о ночном кошмаре, но Розенталь успокаивает его, напоминая о великом предназначении бессмертного музыканта: Музыка - пламень небесный! Наука пред ней ничто!. Розенталь сообщает сыновьям о скором рождении Моцарта, дубли в восторженном ожидании.
Картина 2
Март 1976. Дом Розенталя.
Все готовятся к торжественной встрече новорожденного Моцарта. Няня вспоминает, как в доме появлялись другие дубли. Чайковский взволнован: Моцарт всегда был его божеством, а теперь станет младшим братом. Появляется Розенталь с младенцем. Дубли окружают колыбель, вспоминая собственное детство и игрушки, подаренные им на кремлевской елке Сталиным. Розенталь рассказывает о том, как он начал свою работу по воскрешению гениев в тайне от руководства СССР, воспоминания ученого прерываются цитатами из партийных директив по поводу дублирования.
Череда сменяющихся партийных лидеров обозначает и течение времени: 1976 год превращается в 1992. Розенталь умер, и пятеро дублей-композиторов (Моцарту уже шестнадцать) остро чувствуют свою ненужность и неприкаянность в этом мире.
Действие II
Картина 3
Зима 1993. Москва, Комсомольская площадь.
Привокзальная суета: спешат отъезжающие, зазывают пассажиров таксисты, торговцы расхваливают свой товар, причитают бомжи, мошенничают наперсточники и предлагают свои услуги проститутки. Среди пестрой толпы появляются пятеро дублей-композиторов. После смерти Розенталя они зарабатывают себе на жизнь, как уличные музыканты. Исполненная ими песня понравилась вокзальным обитателям, особенно проститутке Тане. Моцарт тронут ее вниманием. Композиторы отправляются в привокзальную столовую, оставляя Моцарта и Таню.
Картина 4
Сцена 1. Моцарт и Таня объясняются в любви. С наступлением вечера выходят на работу проститутки, но Таня отказывается занять свое место среди них. Этим недоволен ее хозяин, вокзальный сутенер Кела. Чтобы освободить Таню, Верди предлагает выкуп за нее - золотые часы Розенталя. Верди славит любовь, Моцарт приглашает всех на свадьбу, Кела строит планы мести.
Сцена 2. Вокзальная толпа радостно празднует свадьбу, дубли поздравляют новобрачных. Осталось полчаса до отправления поезда, который увезет Таню и Моцарта с братьями на юг, в солнечный Крым, навстречу беззаботному счастью. По требованию Мусоргского бармен подает бутылку водки - на посошок. Но именно в эту бутылку впрыснул яд коварный Кела… Таня, Моцарт, Верди, Мусоргский, Вагнер и Чайковский подносят к губам стаканы. Яд действует неотвратимо, каждый перед смертью вспоминает самые драматические моменты детства. Умерших оплакивают Беженец и Торговка.
Картина 5
Клиника скорой помощи им. Склифосовского, через несколько дней.
Моцарт очнулся в больничной палате. Голос объявляет ему, что братья-композиторы и Таня умерли, выжил только он один, имевший с прошлой жизни иммунитет к яду. Моцарту чудятся тени умерших: Вагнер, Верди, Мусоргский и Чайковский напевают любимые мелодии, Таня грезит о несбывшемся южном счастье. Вас больше нет. Вы ушли навеки. И я один в этом мире, - произносит Моцарт.
Либретто оперы на сайте Владимира Сорокина:
www.srkn.ru/texts/rozental.shtml
Либретто оперы (PDF, 269Kb) на сайте Большого театра:
www.bolshoi.ru/common/img/uploaded/arenda/libretto-sorok.pdf
Действующие лица и исполнители:
Алекс Розенталь
Вадим Лынковский, Петр Мигунов
Дубли:
Чайковский
Максим Пастер, Виталий Панфилов
Вагнер
Евгения Сегенюк
Верди
Андрей Григорьев, Сергей Москальков
Мусоргский
Валерий Гильманов, Андрей Валентий
Моцарт
Роман Муравицкий, Евгений Страшко
Таня
Елена Вознесенская, Оксана Ломова
Няня
Ирина Удалова, Светлана Шилова
Кела
Николай Казанский, Михаил Дьяков
Дирижер
Александр Ведерников, Игорь Дронов
Рецензии:
Ведомости: Лирическая трагедия - Десятников и Сорокин вывели клонов на человеческую высоту
Время новостей: Свершаю то, о чем мечтал
Газета: Играй, гармония
Известия: Дети Розенталя попали в хорошие руки
Коммерсантъ: Музыка вместо сумбура
МК: “Дети Розенталя” отравлены крысиным ядом
Московские новости: Дети и есть дети
НГ: О нет, я не умру! - О чем пели в Большом театре дети Розенталя?
Российская газета: Большой клондайк - "Дети Розенталя" поверили скандал гармонией
Труд: Изящный пустячок - "Дети Розенталя" оказались шумными, но непутевыми
Утро.ру: "Дети Розенталя" родились и умерли под аплодисменты
GlobalRus.ru: Большая опера в Большом театре - "Детей Розенталя" ждет еще много воплощений
Культура: Много фантомов и одна опера
Financial Times: Murky doings at the Bolshoi - "Дети Розенталя" и реконструкция Большого
Предпремьерные интервью:
Большой город: Леонид Десятников: Нет у меня висконтиевского чувства по отношению к оперным постановкам
Время новостей: Леонид Десятников: Тем, кто выставил себя на посмешище, - мои соболезнования
Известия: Леонид Десятников: Дума состоит из очень инфантильных людей
Итоги: Владимир Сорокин: Ценю в опере миф и утопию
Радио Маяк: Леонид Десятников: Современный композитор может выразить свою любовь огромную к классической опере
Новые известия: Владимир Мартынов: Сочинять оперы непрестижно
Новые известия: Владимир Сорокин: Народ у нас как пластилин
Известия: Леонид Десятников: Там не должно быть конной милиции
Ведомости: С родительской нежностью относятся Леонид Десятников и Владимир Сорокин к своим героям - клонам великих композиторов