ГК в ДК и в БЗКНачался Третий фестиваль современной музыкиКоммерсантЪ / Вторник 09 апреля 1996 Недавно, предупреждая читателя об апрельском нашествии современной музыки на московскую концертную сцену, мы подчеркивали, что Фестиваль фестивалей, объединяющий Екатеринбург, Москву и Камчатку (предполагалось еще Кемерово, но, увы...), Московскую консерваторию и Свердловскую филармонию, имена оцененные -- Кремер, Губайдулина, Канчели -- с недооцененными -- Вустин, Сергеева, Беринский, -- проводится без всякой государственной и почти без спонсорской поддержки, на одном лишь горении продюсера и режиссера Вадима Дубровицкого. Наши слова излучали тихую и торжественную радость. Считаем на этом свою миссию выполненной. Посмотрим реально, что обещает нам начало главного фестивального цикла. Как и все прошлые годы, камертоном фестиваля является музыка Софии Губайдулиной. Второй год подряд на открытии исполнялось одно и то же сочинение -- "Теперь всегда снега" на стихи Геннадия Айги. На этот раз хор выучил его лучше, но неужели это была единственная цель, оправдывающая повтор? Впервые в России прозвучало хоровое "Посвящение Марине Цветаевой", написанное в 1984 году. Лишний раз пришлось убедиться в том, что чистый музыкальный дар Губайдулиной, свежесть ее внутреннего слышания и точность ее композиционного расчета всякий раз страдают, будучи водружены на литературные или философские подпорки. Поэзия Цветаевой, как и Айги, не открывается по-новому: напротив, она распадается на слова и фразы, приобретает одномерность и стареет вместе с музыкальным текстом. Тем более выиграла на этом фоне соната "Радуйся", первоначально написанная для Олега Кагана и Наталии Гутман и сыгранная теперь Гидоном Кремером и Владимиром Тонха -- на пустой сцене Большого зала, на фоне пустых хоровых подмостков. Увлекательная, терпко звучащая, наполненная, с одной стороны, ритуальной сверхэкспрессией, с другой -- закованная в геометрию линий и их соотнесений, соната представляла очень узнаваемую и очень хорошую Губайдулину; однако и здесь сбивали с толку ненужные довески -- евангельские названия частей. Представим себе ужасную и несправедливую вещь: каким бы был фестиваль Вадима Дубровицкого без Софии Губайдулиной? В отсутствие кураторской мысли организаторов этот смотр уже который год отдает сцену вкусам и привязанностям главных героев: София Губайдулина и ее друзья, Гидон Кремер и его любимцы, Вадим Дубровицкий и его питомцы. Получившийся набор столь же человечески трогателен, сколь и художественно случаен. Кремер обожает покойного Артура Лурье -- в результате на открытии мы получили исполненный без его участия мотет "Анафема" (1951); возможно, попытки извлечь эту сумрачную партитуру из исторического небытия имели бы успех, если бы хору и ансамблю удалось бы заняться чем-то еще, кроме тяжелого чтения с листа. Другое пристрастие Кремера -- Валерий Арзуманов (1944), парижский житель, в прошлом ленинградский гуру -- личность, значение которой располагается где-то за пределами музыки. Хор благостно пел "Из Нагорной проповеди", Кремер дерзновенно солировал наперекор благости -- еще одна концепция вместо музыки. Самое печальное, что на открытие собралось немногим более ползала -- при том что играл Кремер. Зато маленький Овальный зал на Плющихе, напомнивший виновнику торжества родную атмосферу ДК, был заполнен сообразно событию -- при том что Кремер прибыл на него без скрипки. "Некий известный, признанный, а для некоторых и 'выдающийся' музыкант ГК, ставший частью моего 'Я', хочет, перебрав в памяти обрывки пережитого, познать Гидона-человека". Гидон Кремер написал книгу, по своему жанру не предполагающую критической оценки. Самое интересное в ней -- дневники. В них нет почти ничего информационного: пятнадцатилетний мальчик пишет про тиранию отца, музыкальную школу в Риге, стремление к успеху, про желание учиться в Ленинграде, про Зою, про Люду, про Эмму... Часть, написанная ГК-взрослым, добавляет к этому мало -- но впереди и другие главы исповеди музыканта; одна из них была уже прочитана вслух -- шокирующее печалью и юмором описание "будней", или 24 часов жизни концертирующего артиста. Церемония презентации, выдержанная в духе дурновкусного КВН, не погибла лишь благодаря интеллигентности и обаянию героя дня. Стало лишь очевидно, что с призывами к Вадиму Дубровицкому проявлять на своем фестивале режиссерскую инициативу надо быть осторожнее. На вступительной пресс-конференции не нашлось времени, чтобы подвести итоги "Московского форума", завершившегося в субботу. Между тем этот скромный фестиваль, ставший встречей Московской консерватории и Венской Musickhochschule, не прошел без открытий. Ими стали, как минимум: 1. премьера великолепной "Лебединой песни" Виктора Екимовского, 2. программа "Вокруг Альмы Малер", представленная певицей Дьюке Аальберс, 3. 19-летняя кишиневско-венская скрипачка Патриция Копачинская, в руках которой музыка Антона фон Веберна наполнилась дыханием счастья, весны и смены музыкальных поколений. Современные русские композиторы: Александр Вустин, София Губайдулина, Виктор Екимовский, Гия Канчели, Татьяна Сергеева |