Началось!История учит нас тому, что развитие общества происходит циклично, и каждый цикл завершается эпохой декаданса. Кругом царит беспробудный цинизм и безверие, а все искренние человеческие порывы подвергаются безжалостному осмеянию. И вот, в самой глубине...Вести.ру / Среда 21 июня 2000 История учит нас тому, что развитие общества происходит циклично, и каждый цикл завершается эпохой декаданса. Кругом царит беспробудный цинизм и безверие, а все искренние человеческие порывы подвергаются безжалостному осмеянию. И вот, в самой глубине этой тьмы возникает первый лучик нового света: чистый и робкий. И все потому, что у наиболее прогрессивной части общества неведомо откуда берется неодолимая тяга к чему-то высокодуховному или хотя бы возвышенному...
Возможно, все мы являемся современниками, а некоторые из нас даже свидетелями, такого прекрасного момента в мистерии существования человечества. В Москве в англиканской церкви Св.Андрея дважды (16 и 17 июня) совершилось синтетическое художественное действо "Страсти по Матфею-2000". Поводом послужил юбилей великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Организатором выступил Немецкий культурный центр имени Гете, идея возникла у Екатерины Поспеловой, Екатерины Бирюковой и Марии Степановой, автором-составителем сделался Петр Поспелов и т.д. "С нами Бах!", сказали они. И решили посвятить юбилею коллективное произведение, созданное силами современных художников по модели "Страстей по Матфею". Современных художников было очень много. Академические музыканты (Ансамбль древнерусской духовной музыки "Сирин", Капелла музея "Московский Кремль", Ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского и др.), авангардные композиторы (А.Айги, В.Гайворонский, С.Загний, И.Юсупова и др.), радикальные поэты (Г.Айги, Псой Короленко, Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн и др.) вместе с медиа- (А.Шульгин) и видео- (А.Сильвестров, П.Лабазов) артистами. Многие из них поначалу сомневались: подозревали в проекте какой-то подвох, какую-нибудь пошлость или постмодернистское издевательство. Но так или иначе включились, почувствовав серьезность дела и взяв на себя ответственность.
Особенно интересным было первое выступление. Все шло по возрастающей, и где-то ближе к полуночи настало время саунд-номера Владимира Николаева с видео Андрея Сильвестрова "Обхохочешься" (Laughtrack). На экране, висевшем в алтарной части, зрители видели себя входящими в храм, а затем эта картина сменялась очень неприятным негативным изображением каких-то существ, сопровождавшимся бесовским смехом. Только-только публика стала погружаться в замешательство, как вдруг вышибло пробки и храм погрузился в полную темноту... Самое смешное однако в том, что организаторы планировали порчу электричества и потому тоже некоторое время не волновались. Но в дело вмешались некие третьи силы, и оно приняло самый серьезный оборот.
Впрочем, завершилось все ко всеобщей радости. Страшный номер сняли из программы, второе выступление прошло гладко. Создатели коллективно уравновесились уникальным гением великого немца. Все почувствовали: жить после такого по-прежнему уже нельзя. Думали одно, делали другое, а получилось нечто уж совсем третье. Бах всех "построил".
И потому "С нами Бах!" Современные русские композиторы: Алексей Айги, Иван Великанов, Александр Вустин, Вячеслав Гайворонский, Андрей Дойников, Сергей Загний, Павел Карманов, Алексей Ларин, Владимир Мартынов, Владимир Николаев, ТПО Композитор, Борис Филановский, Юрий Ханин, Дмитрий Чеглаков, Алексей Шульгин, Александр Щетинский, Ираида Юсупова |