Без комментариевВ Москве пройдет первая со времен оперы “Дети Розенталя” премьера произведения Леонида ДесятниковаВедомости-Пятница / Пятница 29 декабря 2006 Есть в Москве очень славный фестиваль. Десять лет назад его организовали молодые музыканты, разъехавшиеся было по разным странам мира, но быстро соскучившиеся по студенческому братству. Отсюда и название: “Возвращение”. Лидеры фестиваля — скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков — сразу придумали основные принципы, которых строго придерживались девять лет: 1) каждый концерт содержит опусы, объединенные некой литературной темой (например “Возлюбленная-вдохновительница” или “Расстройство творческой психики”); 2) ни одно сочинение, однажды сыгранное на фестивале, не должно повторяться в следующие годы. Для нынешнего, юбилейного фестиваля решено все-таки сделать послабление. Четыре из пяти концертов — своего рода “избранное” из прошлых лет. Зато концерт-открытие 7 января впрямую посвящен титульной для фестиваля теме. Первая группа опусов (Бах, Сежурне, Дауленд, Пьяццолла) идет под грифом “Прощание”. Вторая (Худоян, Брамс, Гофман, Дьянс, Глинка) пребывает в “Разлуке”. Третья (Бетховен и Десятников) знаменует желанное “Возвращение”. Леонид Десятников написал свой опус специально по заказу фестиваля. В Москве музыка Десятникова периодически звучит, но мировой премьеры не было со времен оперы “Дети Розенталя”. Опус “Возвращение” написан для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели. Длится он около восьми минут. Мы надеялись, что композитор хоть немного расскажет нам про свой замысел. Но Леонид Десятников, всегда столь безропотно идущий на истязания интервьюеров, в ответ на наш запрос прислал письмо с заголовком “Отказ (вежливый)”. И даже то немногое, что написал в письме, запретил цитировать. Тогда мы связались с руководителем фестиваля Романом Минцем. Тот как раз получил из Питера партитуру Десятникова. На просьбу сообщить что-либо о новом опусе Минц ответил, что композитор взял с него обещание до премьеры молчать. Согласитесь, что это симптом оздоровления искусства. Композитор задумал сюрприз. Мы должны его раскусить. Сами. Без подсказок. Мы уже настолько привыкли к тому, что нам все заранее объясняют в аннотации, кладут в рот предварительно разжеванную концепцию, а потом готовую критическую интерпретацию, что после этого слушать еще и музыку (смотреть картину, читать книгу) нам нет никакой необходимости. Леонид Десятников решил с нашими обычаями побороться. “Как же это называется?” — обиженно спросим мы. Это называется возвращение. 7, 9, 11, 13, 15 января, Рахманиновский зал консерватории, Б. Никитская ул., 13, тел. 629 02 94 Современные русские композиторы: Леонид Десятников |