Мода на качествоАлексей Гориболь объединил академистов и альтернативщиковВедомости / Среда 29 июня 2005 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Уже третий год подряд кульминацией сезона современной музыки становится Fashion-концерт от пианиста Алексея Гориболя и института «Про Арте». Это не просто премьеры специально заказанных сочинений, а идея: музыка молодых композиторов искусство качественное и модное.В этом году вариант концепции Алексея Гориболя можно интерпретировать так: «Композиторы всех стилей, объединяйтесь!» Участвовать в концерте Гориболь пригласил, с одной стороны, петербургских академистов Владимира Раннева и Романа Рудицу, с другой композиторов, которых академическими назвать трудно. Алексей Айги руководитель ансамбля «4'33''», написал музыку к «Стране глухих» Валерия Тодоровского. Игорь Вдовин работает в электронной музыке, диджей, известен саундтреком к «Богине» Ренаты Литвиновой. Андрей Самсонов в качестве саунд-продюсера сотрудничает с Земфирой и Ником Кейвом, автор киномузыки. Звуковой регламент одинаков для всех голос, фортепиано, струнные. Соревнование обещало стать захватывающим, однако из-за отменившегося сочинения Рудицы программа получила явный крен. Fashion-концерт интересно не только слушать, но и смотреть. В лучших традициях поп-концертов на сцене установлен экран, на нем показывают исполнителей крупным планом. Но ведет он себя как-то несерьезно вместо рук пианиста могут показать его ноги, а вместо солистов надолго зависает симпатичная девушка из вторых скрипок. Владимир Раннев поручил экрану сводить в пространстве свою композицию «Мисольдомимисоль». На экране публика видит черно-белую проекцию играющего свою партию за кулисами Гориболя. На сцене струнный квинтет, маленький мальчик за роялем и сам композитор в роли его учителя. Одновременно звучат две разные музыки: два рояля разговаривают между собой в до мажоре, а струнные играют вовсе без тональности тихое шуршание и тончайшие изменения тембров. Все вместе соединяется в элегантную полистилистику. Две музыкальные идеи объединил и Алексей Айги. В сочинении «Le sapin pousse plus vite que le chene» (по-русски это звучит как «Ель растет быстрее дуба») для фортепиано и струнных музыка в манере минимализма чередуется с музыкой в духе романтического фортепианного концерта. Но изначально полярные эстетики не противоречат, а проникают друг в друга. О том, достигнута ли цель, заявленная в названии «модных концертов», можно судить по количеству и качеству публики. Респектабельный зал Эрмитажного театра был заполнен наполовину петербургским культурным истеблишментом, наполовину молодыми людьми весьма неформального вида. И тех и других привлекает оригинальная идея и гарантированно превосходное исполнение. Исполнительский состав говорит сам за себя. Солировать в «Трех колыбельных» для тенора, кларнета и фортепиано Андрея Самсонова Гориболь пригласил тенора Эндрю Гудвина, знакомого петербургской публике по нескольким первоклассным концертам. В энергичном «Ostinato» Игоря Вдовина роль дирижера поделили на двоих, как в доклассическом оркестре, первая скрипка (Владислав Песин) и пианист (Алексей Гориболь). Высокий профессиональный уровень это по умолчанию. Главное, что обеспечивает проекту динамику и потенциал, исполнительский энтузиазм людей, которые знают, зачем выходят на сцену. В ансамбле One Orchestra, который совсем недавно собрал Владислав Песин, 11 музыкантов. Пятеро из них играют в ансамбле eNsemble и, соответственно, в другом проекте института «Про Арте» состязаниях композиторов под названием «Пифийские игры». Оба проекта пример того, как разными способами можно продвигать новую музыку. Организаторы Fashion-концертов стремятся сделать ее модной. А нужно для этого всего лишь грамотно подать ее публике, т. е. сыграть так же качественно и не скучно, как это делают Алексей Гориболь и его партнеры. Современные русские композиторы: Владимир Раннев, Алексей Айги |