Сон золотойВ понедельник вечером рядовой концерт Российского национального оркестра был ознаменован появлением Гидона Кремера в сопровождении виолончелистки Марты Судрабы солистки его камерного оркестра KREMERata Baltica....Ведомости / Среда 26 декабря 2001 В понедельник вечером рядовой концерт Российского национального оркестра был ознаменован появлением Гидона Кремера в сопровождении виолончелистки Марты Судрабы солистки его камерного оркестра KREMERata Baltica. Программа никак не отражала приближающееся Рождество вместо мелодичных шлягеров, так любимых публикой в это время года, в афише значились неуживчивые в филармоническом репертуаре раритеты. Странным образом в таких непохожих друг на друга опусах Шнитке (Кончерто-гроссо N 2), Шумана (скрипичная версия Виолончельного концерта) и Сен-Санса (пьеса «Муза и поэт») солисты и дирижер Дмитрий Лисс услышали одно и то же меланхолическую апатию в сочетании с некоторым занудством. Два романтика и один неоклассик, покрашенные одним цветом, навевали сладостный сон. Расслабленная атмосфера вечера была нарушена лишь однажды, в первом отделении, когда оркестр, подмяв под себя солистов, отгрохотал Шнитке. Построенный на тончайших стилевых аллюзиях, запутывающий сознание кружевом полифонических линий, Второй кончерто-гроссо для РНО оказался вещью слишком изысканной: дирижер Дмитрий Лисс (ему в отсутствие звезд дают дирижировать и Шнитке, и Брамса, и Малера, и кого угодно) предпочел путь наименьшего сопротивления и продирался сквозь четыре части напролом, ведя за собою неуклюжих оркестрантов и ломая всю драматургию. Кремер и Судраба, оказавшаяся крепкой инструменталисткой с неженской хваткой, то исчезали в бурной фактуре, то снова оказывались на поверхности
Шнитке сменил шумановский концерт тут уже сам Кремер пустился по музыкальным просторам без оглядки, оставив далеко позади Лисса и его оркестровую братию. Там, где обыкновенный солист, потея, изображает страсть, Кремер внезапно уходит в оркестровую тень, играя белесым безвибратным звуком, и снова бросается в бой в самых что ни на есть «общих местах». Не сказать, чтобы громоздкий концерт от этого сильно выиграл: партер опять задремал, не проснувшись даже тогда, когда на сцену снова вышла белокурая Судраба. «Муза и поэт» Сен-Санса, сыгранная дуэтом под призрачный аккомпанемент РНО, окончательно ввергла зал в состояние апатии: по-балетному изящная, но на удивление бессодержательная музыка стала отнюдь не финальным катарсисом, а негромкой колыбельной. Современные русские композиторы: Альфред Шнитке |