Анатолий Королев

ФIЛАРМОNIА

12.07

Слово "ФIЛАРМОNIА" появилось в новое время, его не было в древнегреческом языке, однако оно полностью соответствует нормам языка с его склонностью образовывать сложные слова путем склеивания корней. В греческом языке понятие "любовь" обозначается несколькими словами, имеющими различные оттенки смысла. Слова с корнем "ФИЛ" означают любовь-привязанность, склонность. В данном случае, как название сочинения, слово "ФIЛАРМОNIА", помимо прямого значения "любовь к гармонии" и, разумеется, названия организации, для музыканта ассоциируется с сочинением Д. Адамса (J. Adams) "Учение о гармонии для оркестра", а через него с книгой А.Шенберга (A. Schoenberg). Если же под "гармонией" понимать не только строение аккордов, но более высокую согласованность и красоту звучания, то что сейчас называется "sound", то возникает связь с музыкой Шелси (Scelsi), композитора, который уделял внимание звучанию, звуку, возможно, больше всех других в истории музыки.
Форма и структура сочинения - элементарны. 3 строфы, первые две - симметричны и заканчиваются одинаковыми эпизодами с повторяющимся аккордом. Музыка строго диатонична - D-dur. Основным движителем развития, помимо гармонии, является тембровая мелодия (Klangfarben melodie). В третьей строфе накопленная энергия трансформируется в фигурацию и мелодическое развитие.

Запись:
Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии
Дирижер Юрий Темирканов
2002